Прозевали деньги
18 сентября 2011
Российская газета (Россия)
К получению средств Инвестфонда для реализации инвестпроектов регионального значения регионы оказались не готовы
1 сентября завершен прием заявок на получение средств Инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, имеющих региональное значение. В 2011 году на финансирование инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, решено направить в бюджетные ассигнования Инвестфонда до 80 млрд рублей. Однако эти средства в этом году освоены не будут - к 1 сентября большинство регионов, претендующих на получение средств Инвестфонда, оказались не готовы.
Это во многом связано со сроками принятия нормативно-правовых актов по региональным проектам. Инвесторам нужны четкие "правила игры". Между тем, постановление о региональных проектах принято в июне текущего года (Постановление Правительства РФ N 468 от 23.06.2012 г. "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 1 марта N134"), а необходимые методические рекомендации - в конце июля (утверждены Приказом министерства регионального развития N117 от 31.07.2012г. "Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов").
Порядок формирования заявки на получение средств Инвестфонда РФ также является процессом достаточно длительным. Так, для подачи заявки на участие в региональном проекте инвестору необходимо подготовить внушительный пакет документов и передать их в органы исполнительной власти субъекта РФ, которые, в свою очередь, рассматривают эти документы на соответствие определенным критериям и передают в минрегион до 1 сентября текущего года.
В этом году потенциальным инвесторам не было предоставлено достаточного времени для подготовки заявок на участие в отборе региональных инвестиционных проектов. В этой связи следующий год может быть охарактеризован повышенной активностью инвесторов в отношении возможности использовать средства Инвестфонда для реализации региональных инвестиционных проектов. По прогнозам экспертов, этот инструмент проектного финансирования будет широко востребован российскими инвесторами.
Ключевым министерством в вопросах государственно-частного партнерства сегодня является Министерство регионального развития РФ, которое, в частности, проводит первый, наиболее сложный, этап отбора инвестиционных проектов. Все тот же минрегион стал инициатором введения отдельного вида инвестиционных проектов - региональных инвестиционных проектов. Региональными являются проекты, реализуемые на территории одного субъекта РФ (межрегиональные - реализуемые на территории двух и более субъектов РФ) и направленные на социально-экономическое развитие субъектов РФ. Региональные проекты могут реализовываться в сфере строительства и (или) развития объектов транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, а также для реализации инновационных проектов.
Напомним, что до недавнего времени за счет средств Инвестфонда финансировались только инвестиционные проекты, "имеющие общегосударственное значение" (этот критерий, один из шести, отдельно обосновывается при подаче в минрегион заявки для участия в конкурсе). При этом имеются в виду проекты общей стоимостью не менее 5 млрд рублей. Доля частного инвестора в таком проекте должна составлять как минимум 25 процентов стоимости проекта, а срок реализации проекта - не более 5 лет. Проекты с такими характеристиками хороши для крупных инвесторов. На этом фоне региональные инвестиционные проекты имеют все шансы стать наиболее востребованными, поскольку значительная часть потенциальных инвесторов может проявить себя при меньшем пороге вхождения в такой проект.
Стоимостной порог для региональных проектов снижен по сравнению с федеральными до 500 млн рублей. Доля участия инвестора при реализации такого инвестиционного проекта составляет не менее 50 процентов стоимости всего проекта.
Предусмотрено, что при реализации регионального инвестпроекта бюджетные ассигнования фонда предоставляются только на строительство объектов капитального строительства региональной собственности РФ, в отличие от "федеральных" проектов, где возможно финансирование в том числе и подготовки проектной документации по планируемым объектам недвижимости. Однако на фоне требований к минимальной стоимости регионального проекта и стоимости разработки проектной документации (как правило, 3-5 процентов стоимости всего проекта) такие ограничения кажутся незначительными.
Юлия Гончарова
эксперт дирекции государственно-частного партнерства Института региональной политики
кстати
По оценкам экспертов, сейчас общий объем Инвестиционного фонда составляет более 500 млрд рублей. По информации минрегиона, Правительственная комиссия по инвестиционным проектам уже отобрала 20 федеральных проектов общим объемом 342 млрд рублей. За 2006-2010 годы из средств Инвестфонда 26,5 млрд рублей направлено в уставные капиталы Российской венчурной компании и Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий. За тот же период на финансирование самих проектов израсходовано 8 млрд рублей. Деньги выделены в основном на разработку проектно-сметной документации
Размер квот по субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации и доля софинансирования проекта за счет средств субъекта Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации Численность постоянного населения на 01.01.2006, тыс.чел. Индекс бюджетных расходов (ИБР) Уровень реальной бюджетной обеспеченности после распределения ФФПР на 2011 год Размер квоты из Инвестиционного фонда Доля финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
Белгородская область 1 511,4 0,8266 1,0167 968,9 34%
Брянская область 1 331,4 0,8756 0,6879 992,3 23%
Владимирская область 1 472,6 0,8497 0,6558 997,0 22%
Воронежская область 2 313,6 0,8321 0,6532 1 014,1 22%
Ивановская область 1 099,9 0,8658 0,6471 990,5 22%
Калужская область 1 014,2 0,8913 0,7244 983,4 24%
Костромская область 709,0 0,8759 0,6602 981,7 22%
Курская область 1 183,9 0,9019 0,7164 987,8 24%
Липецкая область 1 180,9 0,8292 1,7090 912,7 57%
Московская область 6 628,1 0,8766 0,9581 1 078,5 32%
Орловская область 833,8 0,9089 0,6559 985,6 22%
Рязанская область 1 182,0 0,8958 0,6701 991,3 22%
Смоленская область 1 005,9 0,8873 0,6633 987,9 22%
Тамбовская область 1 130,4 0,8715 0,6399 991,9 21%
Тверская область 1 406,5 0,9565 0,6710 997,8 22%
Тульская область 1 599,8 0,8460 0,7406 992,8 25%
Ярославская область 1 327,8 0,8500 0,8726 976,9 29%
г.Москва 10 425,1 3,3327 0,9379 974,9 80%
Республика Карелия 697,5 1,3000 0,6815 992,7 23%
Республика Коми 985,0 1,5359 0,9512 984,6 32%
Архангельская область 1 291,4 1,5880 0,6597 1 015,9 22%
Вологодская область 1 235,4 1,0200 1,4387 938,0 48%
Калининградская область 939,9 0,8919 0,7618 978,9 26%
Ленинградская область 1 643,9 0,8692 1,1237 964,7 38%
Мурманская область 864,6 1,5646 0,8239 992,9 28%
Новгородская область 665,4 0,9439 0,7677 974,4 26%
Псковская область 724,6 0,9657 0,6462 985,9 22%
г.Cанкт-Петербург 4 580,6 0,8126 1,3599 1 003,1 46%
Республика Адыгея 442,7 0,8673 0,6342 977,9 21%
Республика Дагестан 2 641,0 0,8325 0,6079 1 024,7 20%
Ингушская Республика 487,0 0,8306 0,6038 980,2 20%
Кабардино-Балкарская Республика 894,0 0,6318 0,7838 984,9 21%
Республика Калмыкия 288,7 0,8473 0,6354 974,0 21%
Карачаево-Черкесская Республика
431,5 0,6207 0,9186 980,3 21%
Республика Северная Осетия – Алания
702,3
0,8315 0,6483 981,1 22%
Чеченская Республика 1 162,8 0,8306 0,6038 994,2 20%
Краснодарский край 5 096,6 0,8217 0,7211 1 065,6 24%
Ставропольский край 2 710,3 0,8440 0,6571 1 022,4 22%
Астраханская область 994,2 0,7906 0,7233 980,0 24%
Волгоградская область 2 635,7 0,8119 0,7186 1 014,8 24%
Ростовская область 4 303,5 0,8356 0,6513 1 055,6 22%
Республика Башкортостан 4 063,4 0,9238 0,8712 1 035,1 29%
Республика Марий Эл 711,6 0,8559 0,6693 980,4 22%
Республика Мордовия 856,8 0,8664 0,7701 975,8 26%
Республика Татарстан 3 761,5 0,8291 1,2121 998,9 41%
Удмуртская Республика 1 544,4 0,8851 0,8002 988,1 27%
Чувашская Республика 1 292,2 0,8489 0,7006 989,7 23%
Кировская область 1 443,0 0,9336 0,6601 998,7 22%
Нижегородская область 3 411,0 0,8763 0,8409 1 022,8 28%
Оренбургская область 2 137,9 0,8990 0,8095 1 000,0 27%
Пензенская область 1 408,0 0,8338 0,6542 995,3 22%
Пермский край 2 748,2 0,9322 1,1333 988,0 38%
Самарская область 3 189,0 0,8490 1,0800 998,4 36%
Саратовская область 2 608,3 0,8188 0,6520 1 019,9 22%
Ульяновская область 1 335,9 0,7982 0,6527 992,9 22%
Курганская область 979,9 0,9739 0,6437 991,6 22%
Свердловская область 4 409,7 0,8668 1,1433 1 018,3 38%
Тюменская область 3 323,3 1,5659 3,2938 872,5 80%
Челябинская область 3 531,3 0,8752 0,9537 1 016,1 32%
Республика Алтай 204,5 1,9455 0,6206 1 006,8 21%
Республика Бурятия 963,3 1,4985 0,6295 1 008,6 21%
Республика Тыва 308,5 2,1280 0,5971 1 016,6 20%
Республика Хакасия 538,2 1,0808 0,6604 984,4 22%
Алтайский край 2 543,3 0,9118 0,6394 1 022,6 21%
Красноярский край 2 906,2 1,3294 1,0239 1 012,0 34%
Иркутская область 2 527,0 1,2124 0,6835 1 028,1 23%
Кемеровская область 2 838,5 0,9094 1,0551 995,1 35%
Новосибирская область 2 649,9 0,9468 0,6978 1 021,1 23%
Омская область 2 034,6 0,8902 1,1736 969,4 39%
Томская область 1 034,1 1,3783 0,7837 994,0 26%
Забайкальский край 1 128,2 1,1970 0,6544 1 000,8 22%
Республика Саха (Якутия) 4,4665 0,6345 1 099,5 949,9 21%
Приморский край 2 019,5 1,2110 0,6635 1 019,1 22%
Хабаровский край 1 412,2 1,6102 0,6694 1 018,3 22%
Амурская область 881,1 1,4510 0,6478 1 003,9 22%
Камчатская область 349,3 2,8636 0,6459 1 035,8 22%
Магаданская область 171,6 4,7250 0,6065 1 091,8 20%
Сахалинская область 526,2 2,1897 0,6508 1 018,7 22%
Еврейская автономная область 186,6
1,3257 0,6419 985,9 21%
Чукотский а.о. 50,5 7,8861 1,4128 1 112,1 47%
Российская Федерация 1,0000 1,0000 142 753,5 80 000,0 33%
Источник: министерство регионального развития
|