| Игорь Левитин: Общая стоимость реализации  приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры в России составляет  сотни миллиардов рублей   21 сентября 2010 ФК-Новости СОЧИ, 21 сентября. Экономические расчеты показывают,  что общая стоимость реализации приоритетных проектов развития транспортной  инфраструктуры в России составляет сотни миллиардов рублей. Об  этом заявил сегодня и.о. министра транспорта РФ Игорь Левитин, выступая на  пленарном заседании VI Международного инвестиционного форума Сочи-2010.  По его словам, объекты транспортной инфраструктуры  являются катализатором в развитии различных видов бизнеса, стимулируют  экономику регионов. Вопрос государственно-частного партнерства неоднократно  проходил обсуждение и поддержан в Правительстве и министерствах, сообщили в  пресс-службе Минтранса РФ.  Мы понимаем, сказал Игорь Левитин, что максимальный  эффект от этой работы можно достичь лишь в том случае, если есть обратная связь  с представителями частного бизнеса, инвестиционным сообществом. Только в этом  случае все наши усилия будут соответствовать интересам бизнеса и транспортного  рынка в целом.  В силу естественных географических факторов российский  транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих  национально-территориальную целостность государства и единство экономического  пространства страны.  Произошедшая за последние годы переориентация  значительной части товарных потоков на экспорт, расширение внутренней и  международной торговли и стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный  мировой рынок формируют мощный макроэкономический спрос на развитие  транспортной инфраструктуры, как важнейшего базового фактора устойчивого и  динамичного роста российской экономики, усиления ее позиций на внутренней и  международной арене.  Вместе с тем, текущий уровень развития  транспортного комплекса однозначно исчерпан. Задача повышения уровня  благосостояния России требует опережающего развития экономической  инфраструктуры, в частности, в области транспорта. Ведь вклад транспортного сектора  экономики в формирование Валового Внутреннего Продукта России существенен.  Так, например, оценка вклада автомобильно-дорожного  сектора в формирование ВВП России показала, что при учете только прямого  макроэкономического эффекта вклад автомобильно-дорожного  комплекса в формирование ВВП России составляет около шестнадцати процентов. А, учитывая прямой и косвенный макроэкономические  эффекты вклад автомобильно-дорожного комплекса в формирование ВВП России  составляет порядка двадцати шести процентов.  Принимая во внимание изложенное, стимулирование  реализации проектов по развитию транспортного комплекса становится одним из  ключевых факторов роста экономики страны в целом.  К числу проектов, имеющих общегосударственное  значение, можно отнести:  1. Развитие международных транспортных коридоров, в  первую очередь – коридора "Запад-Восток" и коридора  "Север-Юг", включая развитие железнодорожной, портовой,  автодорожной, контейнерной, логистической и информационной инфраструктуры.  2. Строительство скоростных автомагистралей в  европейской части страны и завершение формирования опорной сети дорог в  Сибирском и Дальневосточном регионах.  3. Создание новых портовых мощностей в  Северо-западном и Дальневосточном регионах.  4. Формирование национальной сети аэропортов-хабов.  5. Обустройство пограничных пунктов пропуска.  6. Модернизация внутренних водных путей и системы  гидросооружений.  7. Реализация крупных инфраструктурных проектов,  связанных с освоением сибирских территорий  8. Создание высокоскоростных железнодорожной  магистралей.  Все эти направления учитываются в разрабатываемой  Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы 2013 – 2015  годы", отметил Игорь Левитин.  Экономические расчеты показывают, продолжил он, что  общая стоимость реализации приоритетных проектов развития транспортной  инфраструктуры составляет сотни миллиардов рублей. Причем, в целях максимизации  экономического эффекта, инвестировать эти средства нужно будет весьма  интенсивно, чтобы не допускать "долгостороя" и связанных с ним  потерь.  Для кардинального решения этой задачи, должны  быть определены основные виды источников, за счет которых может быть  осуществлено привлечение значительных объемов дополнительных финансовых  средств.  Международная практика показывает, что в условиях  дефицита и ограниченности инвестиционных ресурсов, в  качестве основных источников пополнения и расширения базы финансирования  инфраструктурных проектов могут использоваться:  1. Выделение дополнительных бюджетных  ассигнований.  2. Введение дополнительных целевых налогов и сборов для  пользователей услуг транспортной инфраструктуры.  3. Привлечение заемных  средств под гарантии Правительства РФ.  4. Привлечение внебюджетных инвестиций с использованием  механизмов государственно-частного партнерства.  По нашему мнению, сказал и.о. министра, в  существующих российских условиях речь должна идти о комплексном сочетании  всех четырех видов рассмотренных инструментов. Тем более, что все они  в той или иной степени увязаны между собой и взаимодополняют друг друга.  Одним из инструментов привлечения внебюджетных  инвестиций к реализации крупных инфраструктурных проектов является институт  государственно-частного партнерства (ГЧП). Он достаточно хорошо зарекомендовал  себя в других странах. Есть все основания предполагать, что и в России его  можно возродить. Именно – возродить. Хочу напомнить, что около  века назад в России успешно применялась практика создания государственно-частных  партнерств, в том числе – концессий.  Также отмечу, добавил Игорь Левитин, что участие  частного бизнеса в реализации государственно значимых проектов способствует не  только привлечению финансирования, но и технологий строительства и управления.  Здесь собрался широкий круг инвестиционного  сообщества. Благодарю Германа Оскарович Грефа за организацию и поддержку  инвестиционных форумов. Для нас - это возможность представить наши идеи,  взгляды и проекты по развитию транспорта в России, а для инвесторов - принять решение об их финансировании.  Отрадно, что теперь частные инвесторы обращают все  более пристальные взгляды на транспортную инфраструктуру, как объект прямых  инвестиций.  Для выстраивания гибкой системы финансирования и  создания эффективного механизма привлечения средств частных инвесторов в  перспективе также планируется создание совместно с крупнейшими мировыми  игроками инвестиционных инфраструктурных фондов (фонд прямых инвестиций).  В настоящее время, механизмы ГЧП в транспортной  системе России характеризуются определенной незрелостью, таким образом сдерживая реализацию пилотных проектов. Однако  уверен, и моя уверенность основывается как на мировом опыте, так и на оценках  ведущих российских экспертов, что при успехе на первых проектах – все  последующие будут реализованы и эффективней, и быстрее.  Таким образом, нам выпала обязанность создания  основы и прецедентов. Сделано много, набрана, своего  рода критическая масса. Это и закон "О концессионных  соглашениях", и новый бюджетный механизм - Инвестиционный фонд, и четко  подготовленные и структурированные инвестиционные проекты. Таким образом, старт  проектам дан, проделана серьезная работа, впереди – еще более ответственная и  сложная часть – внедрение наших разработок и проектов.  Для развития Юга России огромное  значение имело получение городом Сочи права стать столицей зимней олимпиады в 2014 году. Создание адекватного транспортной инфраструктуры  должно, с одной стороны, обеспечивать нормальное транспортное сообщение для  жителей города. В связи с подготовкой к проведению Олимпийских игр произошло  значительное увеличение интенсивности движения по всем видам транспорта  На наш взгляд, заключил Игорь Левитин, транспортная  составляющая федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как  горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)" является ключевым компонентом  Программы, и от скорости выполнения принятых нами решений и взятых на себя  обязательств зависят как выполнение других частей Программы, так и престиж  нашей страны в целом.   |