Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Игорь Левитин: Общая стоимость реализации приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры в России составляет сотни миллиардов рублей (Министр транспорта России Игорь Левитин, ФК-Новости, 21.09.2011г.)

Игорь Левитин: Общая стоимость реализации приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры в России составляет сотни миллиардов рублей

21 сентября 2010

ФК-Новости

СОЧИ, 21 сентября. Экономические расчеты показывают, что общая стоимость реализации приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры в России составляет сотни миллиардов рублей. Об этом заявил сегодня и.о. министра транспорта РФ Игорь Левитин, выступая на пленарном заседании VI Международного инвестиционного форума Сочи-2010.

По его словам, объекты транспортной инфраструктуры являются катализатором в развитии различных видов бизнеса, стимулируют экономику регионов. Вопрос государственно-частного партнерства неоднократно проходил обсуждение и поддержан в Правительстве и министерствах, сообщили в пресс-службе Минтранса РФ.

Мы понимаем, сказал Игорь Левитин, что максимальный эффект от этой работы можно достичь лишь в том случае, если есть обратная связь с представителями частного бизнеса, инвестиционным сообществом. Только в этом случае все наши усилия будут соответствовать интересам бизнеса и транспортного рынка в целом.

В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих национально-территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны.

Произошедшая за последние годы переориентация значительной части товарных потоков на экспорт, расширение внутренней и международной торговли и стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный мировой рынок формируют мощный макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры, как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее позиций на внутренней и международной арене.

Вместе с тем, текущий уровень развития транспортного комплекса однозначно исчерпан. Задача повышения уровня благосостояния России требует опережающего развития экономической инфраструктуры, в частности, в области транспорта. Ведь вклад транспортного сектора экономики в формирование Валового Внутреннего Продукта России существенен.

Так, например, оценка вклада автомобильно-дорожного сектора в формирование ВВП России показала, что при учете только прямого макроэкономического эффекта вклад автомобильно-дорожного комплекса в формирование ВВП России составляет около шестнадцати процентов. А, учитывая прямой и косвенный макроэкономические эффекты вклад автомобильно-дорожного комплекса в формирование ВВП России составляет порядка двадцати шести процентов.

Принимая во внимание изложенное, стимулирование реализации проектов по развитию транспортного комплекса становится одним из ключевых факторов роста экономики страны в целом.

К числу проектов, имеющих общегосударственное значение, можно отнести:

1. Развитие международных транспортных коридоров, в первую очередь – коридора "Запад-Восток" и коридора "Север-Юг", включая развитие железнодорожной, портовой, автодорожной, контейнерной, логистической и информационной инфраструктуры.

2. Строительство скоростных автомагистралей в европейской части страны и завершение формирования опорной сети дорог в Сибирском и Дальневосточном регионах.

3. Создание новых портовых мощностей в Северо-западном и Дальневосточном регионах.

4. Формирование национальной сети аэропортов-хабов.

5. Обустройство пограничных пунктов пропуска.

6. Модернизация внутренних водных путей и системы гидросооружений.

7. Реализация крупных инфраструктурных проектов, связанных с освоением сибирских территорий

8. Создание высокоскоростных железнодорожной магистралей.

Все эти направления учитываются в разрабатываемой Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы 2013 – 2015 годы", отметил Игорь Левитин.

Экономические расчеты показывают, продолжил он, что общая стоимость реализации приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры составляет сотни миллиардов рублей. Причем, в целях максимизации экономического эффекта, инвестировать эти средства нужно будет весьма интенсивно, чтобы не допускать "долгостороя" и связанных с ним потерь.

Для кардинального решения этой задачи, должны быть определены основные виды источников, за счет которых может быть осуществлено привлечение значительных объемов дополнительных финансовых средств.

Международная практика показывает, что в условиях дефицита и ограниченности инвестиционных ресурсов, в качестве основных источников пополнения и расширения базы финансирования инфраструктурных проектов могут использоваться:

1. Выделение дополнительных бюджетных ассигнований.

2. Введение дополнительных целевых налогов и сборов для пользователей услуг транспортной инфраструктуры.

3. Привлечение заемных средств под гарантии Правительства РФ.

4. Привлечение внебюджетных инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

По нашему мнению, сказал и.о. министра, в существующих российских условиях речь должна идти о комплексном сочетании всех четырех видов рассмотренных инструментов. Тем более, что все они в той или иной степени увязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Одним из инструментов привлечения внебюджетных инвестиций к реализации крупных инфраструктурных проектов является институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Он достаточно хорошо зарекомендовал себя в других странах. Есть все основания предполагать, что и в России его можно возродить. Именно – возродить. Хочу напомнить, что около века назад в России успешно применялась практика создания государственно-частных партнерств, в том числе – концессий.

Также отмечу, добавил Игорь Левитин, что участие частного бизнеса в реализации государственно значимых проектов способствует не только привлечению финансирования, но и технологий строительства и управления.

Здесь собрался широкий круг инвестиционного сообщества. Благодарю Германа Оскарович Грефа за организацию и поддержку инвестиционных форумов. Для нас - это возможность представить наши идеи, взгляды и проекты по развитию транспорта в России, а для инвесторов - принять решение об их финансировании.

Отрадно, что теперь частные инвесторы обращают все более пристальные взгляды на транспортную инфраструктуру, как объект прямых инвестиций.

Для выстраивания гибкой системы финансирования и создания эффективного механизма привлечения средств частных инвесторов в перспективе также планируется создание совместно с крупнейшими мировыми игроками инвестиционных инфраструктурных фондов (фонд прямых инвестиций).

В настоящее время, механизмы ГЧП в транспортной системе России характеризуются определенной незрелостью, таким образом сдерживая реализацию пилотных проектов. Однако уверен, и моя уверенность основывается как на мировом опыте, так и на оценках ведущих российских экспертов, что при успехе на первых проектах – все последующие будут реализованы и эффективней, и быстрее.

Таким образом, нам выпала обязанность создания основы и прецедентов. Сделано много, набрана, своего рода критическая масса. Это и закон "О концессионных соглашениях", и новый бюджетный механизм - Инвестиционный фонд, и четко подготовленные и структурированные инвестиционные проекты. Таким образом, старт проектам дан, проделана серьезная работа, впереди – еще более ответственная и сложная часть – внедрение наших разработок и проектов.

Для развития Юга России огромное значение имело получение городом Сочи права стать столицей зимней олимпиады в 2014 году. Создание адекватного транспортной инфраструктуры должно, с одной стороны, обеспечивать нормальное транспортное сообщение для жителей города. В связи с подготовкой к проведению Олимпийских игр произошло значительное увеличение интенсивности движения по всем видам транспорта

На наш взгляд, заключил Игорь Левитин, транспортная составляющая федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)" является ключевым компонентом Программы, и от скорости выполнения принятых нами решений и взятых на себя обязательств зависят как выполнение других частей Программы, так и престиж нашей страны в целом.

 

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Шабунина и М. Ю. Простова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Шабунина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Шабунина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Шабунина и М. Ю. Простова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.