Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО - Власть и бизнес (Эксперт (Россия), 17 января 2013г.)

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО - Власть и бизнес

Попова Ольга Попова Ольга

17 января 2013

Эксперт (Россия)

Федеральные чиновники постоянно сокращают возможности для бизнес-элиты влиять на ситуацию в регионах. Сегодня у нее единственная отдушина - выборы в муниципальные парламенты. Но и здесь предприниматели будут скоро ограничены

В следующем году можно ожидать целой серии знаковых выборов в регионах Поволжья. Так, в Самарской области предстоит обновить состав депутатов городской думы областного центра, а также второго по значению города губернии - Тольятти. Выборы в органы местного самоуправления пройдут также в Ульяновской и Пензенской областях. Результаты голосования окажут большое влияние на обстановку в каждом из этих регионов.

Например, тольяттинская дума сейчас оппозиционна мэру Александру Пушкову, и для местных властей жизненно необходимо избрание лояльного состава городского парламента. Непростая ситуация и в Самаре, где формально между мэром Виктором Тарховым и городской думой идеальные отношения. Группа "СОК", контролирующая самарский законодательный орган, готова сделать все, чтобы сохранить свое влияние. Она же будет бороться за контроль над Ульяновской гордумой. Схватка за места в муниципальных парламентах будет предельно жесткой. Пример уже есть. Это недавние выборы в Сызрани, где возможности черного пиара использовались по максимуму.

Удивляться нечему: в результате реформ российского правительства у региональной элиты практически не осталось возможностей выразить свои политические взгляды. Еще четыре года назад было по-другому: бизнесмены смело выдвигали своих кандидатов на посты губернаторов, мэров городов и глав муниципальных районов, в губернскую и любую другую местную думу.

А теперь губернаторов назначает Москва. Причем ставка делается на "варягов", и некоторые из них до своего назначения. Региональные парламенты избираются по смешанной схеме, согласно которой 50% мандатов распределяются между партиями. Правда, честнее говорить о том, кто эти мандаты распределяет. В основном одна партия - "Единая Россия". Для этой структуры характерна четкая вертикаль власти, практически не оставляющая партийцам на местах, даже если они относятся к влиятельным бизнес-группам, какой-либо самостоятельности. В своем недавнем выступлении президент РФ Дмитрий Медведев говорил о необходимости усиления контроля за главами местного самоуправления со стороны муниципальных парламентов. Всем стало ясно: федеральные власти решили остановиться на схеме, при которой глава муниципалитета избирается из числа депутатов (здесь действительно не составит труда организовать парламентский контроль). Уже сейчас в Поволжье именно так избираются 40% руководителей наших городов и весей.

Куда же податься представителям крупных бизнес-структур, чтобы выразить свои интересы вполне законным способом - участием в политической жизни? Осталось одно заветное местечко - муниципальная дума. Но, увы, и это поле катастрофически быстро сужается.

Единороссы все активнее продавливают переход к смешанной системе голосования и на муниципальных выборах. Так, осенью этого года, после практически полугодового сопротивления, тольяттинские депутаты все-таки поддержали внесение поправок в закон о новой избирательной системе в городской Устав.

Исторические качели

Власть и бизнес в России постоянно боролись за право решающего голоса в управлении страной. Пока победа осталась за чиновниками

Взаимоотношения бизнеса и власти в нашей стране обычно непростые. Еще во времена Киевской Руси тогдашние представители "бизнес-элиты" готовы были поддерживать лишь тех князей, которые обеспечивали стабильность главной торговой артерии страны - пути "из варяг в греки". Вече, то есть собрание обеспеченных граждан города, подобное новгородскому, существовало во многих старинных населенных пунктах России.

Пытаясь приобрести больше самостоятельности, князья активно основывали новые города, в которых отсутствовали "вечевые" традиции и, стало быть, правитель мог не оглядываться на "бизнес".

Монголо-татарское нашествие и последовавший затем разгром русских городов привел к тому, что расстановка сил резко изменилась. Представители крупного бизнеса были вынуждены объединиться вокруг князей - защитников от возможных новых акций устрашения, а князья, в свою очередь, богатели, собирая с купцов и прочих обеспеченных граждан дань для монголов и, естественно, немалую часть оставляя себе.

Со временем княжеская власть так укрепилась, что даже уход монголо-татар с исторической арены практически не повлиял на сложившую расстановку сил. В результате вечевые традиции и влияние торгово-промышленной элиты сохранились только в двух городах, не затронутых монголо-татарским нашествием - Новгороде и Пскове. Там любой князь мог быть изгнан с престола сразу же, как только его действия переставали устраивать тогдашние бизнес-группы.

Но в середине 16 века укрепившаяся княжеская власть в Москве нашла в себе силы окончательно справиться с остатками непокорной торгово-промышленной верхушки. Окончательный удар по позициям бизнеса смог нанести лишь Петр Первый.

Что бы ни говорилось о царе-реформаторе, очевидно одно: ставку он сделал не на сотрудничество с бизнес-элитой, а, скорее, на ее систематическое уничтожение. Выбор был сделан в пользу только той ее части, что владела землей и крепостными. Все остальные автоматически стали людьми второго сорта. В результате процесс модернизации России затянулся на полтора столетия. Затем крупный бизнес все же получил возможность влиять на развитие ситуации в стране, но было уже поздно - начался 1917 год. После этого элита была лишь партийной, а стало быть, подчинялась жесткой дисциплине и не имела ни малейшей самостоятельности.

Поворот в другую сторону произошел уже после перестройки, и, как постоянно бывает в критические моменты истории, ситуация изменилась "с точностью до наоборот". Ослабевшая власть оказалась практически беззащитной перед действиями бизнес-элиты. Но несколько лет назад Москва сумела пресечь практически все амбициозные выступления этой категории граждан - на радость большинству.

Наши новости и издания

Февраль 2015
Начата работа над новой статьей А. Э. Шабунина и М. Ю. Простова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Шабунина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2015
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Шабунина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Шабунина и М. Ю. Простова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.